Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы предлагаем вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых?
Ребята. На море, в горах, в лесу и т.д.
Ведущий. Да, я с вами согласена. Действительно, самый лучший отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в осенний (весенний) лес нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп». Экология — это наука об окружающей среде. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Экологический калейдоскоп — это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания и эрудиция, находчивость. Просим команды, участвующие в игре, занять свои места,
Выход команд под фонограмму.
Ведущий. Что по-вашему должны уметь делать болельщики?
Ребята. Шуметь, свистеть, хлопать в ладоши и т.п.
Ведущий. Молодцы! Действительно, от ваших горячих аплодисментов, дружеской поддержки будет во многом зависеть настроение команд, а значит и успех игры. Ну, что ж, давайте посмотрим настоящие ли вы болельщики. Согласны?!
Проводятся игры-разминки: «Гол-мимо-штанга», «Кто летает».
Игры-разминки
Ведущий. Замечательно. Команды игроков, вы убедились, что у вас истинные болельщики? Навыки свистунов отличные, в ладоши хлопают замечательно. А теперь просим команды представить свои названия.
Идет представление команд.
Ведущий. Итак, за плечами рюкзаки, настроение отличное. Каждый из вас чувствует себя хорошо, знатоком природы и наверняка сможет это доказать. Давайте попробуем.
Первое задание «Эрудит»
Командам предстоит ответить на простые и сложные вопросы. Каждый правильный ответ — 1 очко, а за особо сложный вопрос — 2 очка. Ну а счастливчиков ожидают призы. (Номера вопросов размещены на круглом столе по типу игры «Поле чудес». Каждая команда отвечает на 5—б вопросов — вопросы прилагаются к сценарию. Комментарий ответов. Представление жюри.)
Ведущий. Ну что ж, наше путешествие продолжается. Мы у цели, лес встречает нас шелестом листвы, голосами птиц, зверей. Удивительное многообразие. (Игра с болельщиками.)
Медведь — рычит, ревет, бормочет.
Голубь — воркует.
Гусь — гогочет.
Овца — блеет.
Лошадь — ржет.
Знаете! А вот какие звуки издает олень, лиса?
(Олень — ревет, трубит.
Лиса — лает.)
Болельщики, правильно ответившие на вопросы, получают жетон.
А теперь задание для команд.
Второе задание «Узнай птицу»
Сказочно красив лес в ясный зимний день. Особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них узнаете по описанию. Сейчас мы это проверим, проведя игру «Узнай птицу». Я буду читать описание птицы, а вы должны ее узнать. Если птица угадана верно, то ее рисунок я помещу на доске.
Описание1. Небольшая птичка, у самца на голове шапочка темно – серая, на крыльях одна светлая полоска, птица общительная, живет колониями, живет часто рядом с человеком и круглый год может добывать себе пропитание: летом – в садах, на огородах, в поле; осенью на токах, возле амбаров и элеваторов; зимой на улицах, во дворах, на свалках, мусорных кучах. Очень часто они будят нас своим «пением» за окном по утрам. (воробей)
Описание2 птица довольно распространенная, встречается несколько видов. Обитает в лесах, рощах, парках. Спинка этих птиц сине – голубая, грудка желтая, на голове темная шапочка. Когда птица поет, то говорят она весну зазывает. (Синица)
Описание3. Эта птица крупнее воробья, имеет пеструю окраску: белый цвет сочетается с черным цветом, у самцов – красный затылок. Он постоянно трудится. Это санитар леса. Клюв у него прямой и острый. (Дятел)
Описание4. Птица крупная. Оперенье черное с темно – синим отливом; клюв острый, сильный, массивный. По земле шагает медленно, с величественной осанкой, держится очень осторожно. Всеядна. (Ворона)
Описание5. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
Итоги конкурса.
Молодцы, ребята. Но мы назвали еще не всех птиц, которые обитают в наших краях. Кого из птиц мы забыли назвать? (галка, сорока, фазан, дрозд)
Очень хотелось бы, чтобы все мы были наблюдательнее.
К большому нашему сожалению, мы мало знаем об окружающих нас деревьях, цветах, травах... Но ведь каждое из них имеет какую-то особенность, каждое неповторимо.
Третье задание «Определи растение»
Оно будет заключаться в том, чтобы по плоду и листьям узнать дерево. Всем участникам выдаются карточки ботанического лото (одна карточка — лист, другая — плод). Всего по 7 деревьев, т.е. 14 карточек. За одно угаданное дерево —; 0,5 очка, максимальное количество очков — 3,5. За определенное время команды выполняют задание. Подводятся итоги конкурса. Можно использовать гербарий.
Четвертое задание «Экологическая ситуация»
Командам предлагаются различные проблемные ситуации, с которыми мы часто сталкиваемся. Вы должны разрешить ситуацию, найти максимально правильное решение. Итак, задание для команд:
1 Вам предстоит выбрать место для костра. Какое вы предпочтете и почему:
а) открытую поляну;
б) берег реки;
в) у подножия склона горы;
г) одиноко стоящее дерево;
д) хвойный молодняк.
Что можно использовать в качестве топлива и как погасить костер?
2. Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.
3. В суровые зимы, когда на озерах и водоемах лед достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Объясните почему? Как помочь рыбам? После весеннего разлива рек в понизовьях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь им можно оказать? Время на обдумывание ответа — 2 минуты (комментарий ответов). Все затронутые здесь проблемы очень актуальны. И я надеюсь, что вы не будете безразличны в таких ситуациях, а придете на помощь природе.
Лес — бесценная кладовая. Какие вкусные, питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов. А сейчас аукцион блюд. Команды поочередно называют блюда, приготовленные из лесных даров. Кто называет последним — тот побеждает.
Например: варенье из ягод (любых);
икра грибная;
ягодный мусс;
суп из сушеных грибов.
Наше путешествие подходит к концу. Но у вас не было встречи с лесными обитателями. Мы слышали только их голоса.
Пятое задание «Кто это?»
Для участия в конкурсе приглашаются художники (по одному от команды). Вам нужно подойти к этому ящику, в котором находится загадочный зверек. Вы должны с закрытыми глазами потрогать этого зверька. Не бойтесь, он не кусается. Он такой мягкий и добрый (мягкая игрушка). И обитает он в наших лесах. А теперь попробуйте нарисовать его на бумаге (доске).
Пока художники рисуют, проходит |