Методическая система работы учителя математики МБОУ СОШ №32 Белоглинского района
Краснодарского края Медведевой Е.В.
В школе я работаю 26 лет. В начале своего педагогического пути я была как губка – впитывала все, делала для себя открытия, старалась найти свою линию в преподавании предмета. Сейчас я росток, нахожусь в процессе профессионального роста. Надеюсь, что когда – нибудь я буду как горящая звездочка, дарить свет . Это моя формула успеха.
Каждый год я думаю о том, как надо работать, что изменить, что взять в свой арсенал, чтобы приложить все силы для повышения качества математического образования. Девиз моей работы: Чем все время ругать темноту, лучше зажечь хотя бы одну свечу.
Одним из стимулирующих факторов повышения уровня математического образования является ЕГЭ. На протяжении многих лет убедились, что подготовка к ЕГЭ должна быть не эпизодическая, а иметь систематический характер.
Внеклассная деятельность по предмету включает в себя кружковые, факультативные занятия, предметные недели, конкурсы, олимпиады.
При подготовке к ЕГЭ одаренных детей большую роль играет научно – исследовательская работа по предмету. Дети занимаются проектной, поисковой деятельностью, изучая литературу, используя Интернет. Итогом одной из исследовательских работ явился проект ученика 9 «Б» класса Медведева Сергея «История развития отечественной криптографии», который в 2007 году стал победителем Всероссийского конкурса проектов по истории криптографии, посвященном 100 – летию русского математика, криптографа Верченко И.Я. В школьном научно-исследовательском обществе «Эврика» под моим руководством создана математическая секция, где задействованы 18 учащихся с 5 – 11 класс. И одна из тем, исследованием которой занимались учащиеся, «Методы решения, алгебраических уравнений» была представлена на краевой научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Члены общества участвуют во Всероссийском фестивале исследовательских творческих работ учащихся «Портфолио».
Как правило эти учащиеся участвуют в районных и зональных олимпиадах.
Каждый год мои ученики становятся призерами и победителями краевых предметных олимпиад по математике на муниципальном уровне, участвуют в дистанционных, заочных олимпиадах и конкурсах по математике.
Без применения инновационных образовательных технологий на уроках невозможно подготовить детей к ЕГЭ. В своей работе я использую технологию обучения математики на основе решения задач (Р.Г. Хазанкина).
Эта методика включает в себя лекции, уроки решения ключевых задач, уроки-консультации, уроки – зачеты. Мною разработана структура таких уроков. Как результат применения данной методики: 68% выпускников 9 классов сдавали экзамен по выбору – геометрию.
Реализовывать процесс обучения мне помогают наглядные и технические средства обучения. В 2008 году в рамках ПНПО получен кабинет математики, оснащенный наглядностью и таблицами, графопроектором, интерактивной доской, Интернетом.
Применение компьютера на уроках позволило перейти на более качественный уровень обучения. Использование электронных пособий для подготовки к ЕГЭ, ресурсов Интернет дает положительный результат.
Методы, которые применяю в своей практике, активизируют познавательную деятельность учащихся, вовлекая их в процесс самостоятельного поиска. Применяю индивидуальную, групповую, парную, коллективную формы работы.
Считаю, что готовить учащихся к ЕГЭ необходимо уже с 5 класса. Мною разработан план контроля за соответствием знаний и умений учащихся по математике при подготовке к ЕГЭ. Три раза в год провожу диагностические контрольные срезы, основываясь на их анализ, строю дальнейшую работу по повторению. На каждом уроке провожу проверочные работы, составленные из тем, включающих повторение. Обязательно анализируем и выполняем работу над ошибками. У каждого ученика есть тетрадь для дополнительных занятий, где он отрабатывает темы, которые уже забыл.
На своих уроках уже в 5 классе провожу зачеты. Для оценки использую лист контроля, который позволяет получить ученику независимую оценку.
В 10 - 11 классах провожу 15 – минутные проверочные работы, отрабатывая уровень обязательной подготовки учащихся (В). Задания повышенного уровня разбираю с детьми, готовыми к их восприятию. Уровень С разбираем на кружках и факультативах с детьми, которые имеют способность его выполнить. Не последнюю роль в подготовке к экзамену играют тренировочные работы и зачеты. Для контроля знаний использую зачетные тетради, где учащиеся выполняют работы. Раз в неделю провожу тренировочные работы по отработке основных тем, выносимых на ЕГЭ. Результаты работ выносятся в индивидуальные карты учащихся, в которых отмечаются задания, и темы с которыми ученик работал. Свожу общую ведомость класса по результатам работы, где сразу отслеживаю темы, над которыми необходимо поработать и основные пробелы в знаниях.
Подготовить ученика по определенной теме, проверить его знания помогает дидактический материал. Это и карточки – путеводители для слабых учеников, перфокарты, тесты, КИМы.
Большую тревогу вызывают слабые ученики, поэтому для них разработана система работы. Выявляю слабоуспевающих, работая с классным руководителем. Участвую в заседаниях родительского комитета. Посещаю с социальным педагогом на дому. Закрепила за ними хорошо успевающих учащихся для оказания помощи. Организую индивидуальные занятия.
Завела индивидуальные карты, где по возможности стараюсь отслеживать их готовность к уроку, пропуски занятий, поведение и результативность.
Вместе с администрацией, классным руководителем провожу каждый раз разъяснительную работу среди учащихся и родителей по материалам ЕГЭ. Как учитель поддерживаю тесную связь с родителями, так как считаю, что они обязаны быть в курсе проблем или успехов своих детей. Поскольку только лишь тесное сотрудничество учитель – ученик – родители дает положительный результат.
В системе своей работы я вижу определенные результаты. В 2004 году сдавали ЕГЭ 32 учащихся, обученность составила 70%, качество знаний 30%, 4 медалиста подтвердили свои знания на ЕГЭ. В 2006 году 36 учащихся данного выпуска показали 83% обученности, качество званий 48%, 6 медалистов данных классов подтвердили свои знания на ЕГЭ по математике. Эта показатели на то время были выше краевых. В 2009 году 32 ученика 100% обученности, средний балл – 43,6 (среднекраевой 42,6). В 2011 году 18 учащихся, 100% обученности. В 2013 году 16 учащихся показали 100% обученности, средний балл – 50 (среднекраевой 44). В 2014 году 16 учащихся показали 100% обученности, средний балл – 46 (среднекраевой 48). В 2015 году 11 учащихся показали 100% обученности, средний балл – 55 (среднекраевой 48).
Результаты ГИА по математике в 9 классах на протяжении последних 4 лет выше районного и краевого показателя.
Мои ученики становились призерами и победителями во Всероссийской олимпиаде школьников:
Бацунова Ирина – призер муниципального этапа в 2009 – 2010 уч.году;
Борисова Елена – призер муниципального этапа в 2010 – 2011 уч.году;
Бацунова Ирина – победитель муниципального этапа в 2011 – 2012 уч.году.
Медведева Дарья – призер муниципального этапа в 2014 – 2015 уч.году;
Питинова Елена – победитель муниципального этапа в 2015 – 2016 уч.году;
Медведева Дарья – призер муниципального этапа в 2015 – 2016 уч.году;
Мои ученики становились призерами и победителями конкурса научных проектов школьников в рамках научно – практической конференции «Эврика», «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани:
Фарафонова Ольга – победитель муниципального этапа в 2009 – 2010 уч.году;
Борисова Елена – призер муниципального этапа в 2010 – 2011 уч.году;
Бацунова Ирина – победитель зонального этапа в 2011 – 2012 уч.году., 2012 – 2013 уч.году
Полякова Юлия – призер зонального этапа в 2008 – 2009 уч.году
Медведев Сергей – участник краевой конференции в 2008 – 2009 уч.году
Алфимова Ксения – участник краевой конференции в 2009 – 2010 уч.году.
Бацунова Юлия – победитель краевой конференции "Шаг в будущее" в 2013 – 2014 уч.году
Медведева Дарья – участник краевой конференции "Шаг в будущее" в 2015 – 2016 уч.году
Черкасова Елена – призер краевой конференции "Шаг в будущее" в 2015 – 2016 уч.году
Черкасова Елена – победитель краевой конференции конкурса проектов школьников по математики в 2015 – 2016 уч.году
Кривошеев Сергей, Чернов Сергей – призер межрегиональной заочной физико-математической олимпиады в 2009 – 2010 уч.год
Медведева Дарья, Вагабова Сабина, Власенко Диана, Малахута Дарья – победители межрегиональной заочной физико-математической олимпиады в 2014 – 2015 уч.год
Фарафонова Ольга стала лауреатом 1 степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги» в 2009-2010 уч.году, а в 2010-2011 ее работа была награждена наивысшей наградой этого конкурса медалью Эвариста Галуа.