Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>
Количество участников
Зимой 2015 года в Общероссийском рейтинге школьных сайтов представлены 83 из 85 субъектов РФ, пока отсутствуют только Республика Ингушетия и город федерального значения Севастополь.
Наиболее инициативными оказались редакторы и администраторы школьных сайтов из Москвы (1135 сайтов), Московской области (819), Санкт-Петербурга (180), Иркутской (176) и Челябинской (144) областей. Более 100 сайтов выдвинулось в рейтинг от ХМАО-Югры, Краснодарского края, Ростовской, Нижегородской, Кемеровской, Саратовской и Свердловской областей.
Республика Крым представлена 18 школьными сайтами.
Новые критерии
Главный принцип Общероссийского рейтинга остался неизменным — школьный сайт должен быть ориентирован на учеников и их родителей. Но инструменты измерения степени этой ориентированности изменились.
— Российское образовательное интернет-пространство подверглось серьёзным преобразованиям, в том числе благодаря возросшим требованиям регулирующих органов, — отметил руководитель Департамента управления информацией РосНОУ, эксперт рейтинга Игорь Мытько. — Некоторые группы критериев нашего рейтинга стали полностью совпадать с требованиями Рособрнадзора. Дублировать ведомство, конечно, смысла не было, поэтому раздел «Документы» вообще исчез из критериев рейтинга.
От чего же зависят позиции школьного веб-ресурса в Общероссийском рейтинге школьных сайтов? На 80% — от наличия контактной информации, материалов о школьной жизни, информации об условиях обучения, администрации, учителях, учениках и выпускниках. То есть как раз от того, что, по мнению организаторов рейтинга, нужно и ученикам, и родителям.
Еще одно изменение коснулось принципа начисления баллов за полноту информации.
— Раньше полнота информации по большинству критериев ранжировалась по пунктам: «минимальная информация», «некоторые подробности» и «развёрнутая информация», — рассказала координатор рейтинга Елена Королева. — Разница в баллах получалась существенная, но граница между пунктами оставалась довольно расплывчатой, что затрудняло работу экспертов и вело к субъективности. Теперь подход другой: есть список учителей школы — один балл, есть список учителей школы с индивидуальными фотографиями — плюс балл и так далее. Если же фотографии есть, но не у всех, ещё один балл начисляется, но эксперт снижает оценку за юзабилити.
20% юзабилити
При оценке удобства пользования сайтом (юзабилити) экспертам рекомендовалось обращать внимание на единство структуры меню и дизайна, работающий релевантный поиск, отсутствие пустых или частично заполненных разделов/страниц и так далее. Но итоговая оценка за юзабилити не разбивалась по подпунктам, а ставилась в формате экспертного мнения, формируя последние 20% общей оценки официального сайта общеобразовательного учреждения.
Аналогичные принципы были применены и к сайтам остальных пяти категорий, лишь где-то менялись пропорции. Кроме того, в двух из шести категорий («Персональные сайты учителей» и «Сайты школьной тематики»), помимо юзабилити эксперты оценивали педагогический уровень и образовательно-воспитательную ценность соответственно.
Таким образом, структура оценивания по категориям выглядит так:
- «Официальные сайты общеобразовательных учреждений» — 80% количественная оценка (наличие информации) и 20% качественная (экспертное мнение);
- «Официальные сайты дошкольных образовательных учреждений» — 83% количественная оценка и 17% качественная;
- «Официальные сайты учреждений дополнительного образования детей» — 83% и 17%;
- «Персональные сайты учителей» — 60% и 40%;
- «Сайты классов» — 75% и 25%;
- «Сайты школьной тематики» — 33% и 67%.
-
Уточнены в новом рейтинге и уровни качества сайта: теперь это «отличное качество», «хорошее», «среднее» и «низкое». Так, для школ отличный результат начинается от 40 баллов, хороший — от 30, средний — от 20, всё, что ниже — плохой результат.
Лучшие и худшие
Среди регионов, представленных 50 и более сайтами, наилучшее качество продемонстрировала Московская область: 86% «отличных» и «хороших» сайтов. Второе место по качеству у Томской области (73%), далее следуют ХМАО-Югра (71%), Липецкая область (67%), Кемеровская область и Санкт-Петербург (по 66%).
В целом же 1118 сайтов-участников рейтинга (21%) заслужили отличную оценку. 37% удостоены звания «хороший сайт», 24% показали средние результаты и 18% не дотянули до среднего уровня.
Отметим неожиданно большое количество московских школьных сайтов низкого качества — 417 или 37% от всех сайтов Москвы. Связано это, в первую очередь, с переходом официальных сайтов школ, детсадов, других образовательных учреждений столицы на единую платформу mskobr. Поддержка прежних сайтов, ранее заявленных в рейтинг, ослабла либо прекратилась, что привело к закономерному падению показателей Москвы.
Перспективы проекта
-
Результаты Общероссийского рейтинга школьных сайтов >>>
— Когда мы начинали проект, мы рассчитывали, что рейтинг станет площадкой развития для самых активных создателей школьных сайтов, — рассказала Елена Королева. — Тогда мы и не предполагали, что получить независимую экспертную оценку захочет такое количество школ. Но за четыре года количество участников рейтинга выросло в десять раз. И, соответственно, весь механизм рейтинга, его поддержка, наладка и обслуживание стало требовать на порядок больше времени и усилий. Поэтому нужны инвестиции и, возможно, изменение подхода к самому принципу организации рейтинга.
Дата начала приёма заявок в следующую версию Общероссийского рейтинга школьных сайтов и сроки проведения очередной экспертизы будут объявлены дополнительно.
-
|